Антон "Ehidna Mau" Охотников (ehidna_mau) wrote,
Антон "Ehidna Mau" Охотников
ehidna_mau

Осенний Трип, часть первая. Сергиев Посад.

Вот так вот неожиданно посмотришь в окно и поймёшь, что театры уже в печёнках сидят душа просит чего-то этакого, с поездками и приключениями. И что это значит, спросите вы? А это, друзья мои, значит только одно - время начинать Большой Осенний Трип по всяческим интересным местам ближних Окрестностей Обитаемого Мира.




Говорят, что Загорск (Я сказал "Загорск", а не Сергиев Посад? Это случайность - в те времена, когда я впервые познакомился с этим городом, он назывался так, а привычка вторая натура.) уже не тот. Что он превратился в лубок, в открыточную картинку, что из этого древнего города ушло что-то...
Не знаю... Исторический центр города красив, чист и приятен глазу. И душа вполне себе на месте.



Введенская церковь (на снимке слева)
Построена в 1547 г. на средства боярина Ивана Хабарова, которого Курбский называл «искусным в книжном разуме». Первоначально Введенская церковь представляла собой стройное сооружение, поднятое на подклете, с галереями и лестницами и увенчанное крупной главой. Имела архитектурно много общего с Духовской церковью Лавры.
К концу XVI в. из-за строительных просчетов под тяжестью храма лопнула кладка фундамента, само здание искривилось. Кроме того, Введенская церковь сильно пострадала во время польско-литовской осады 1608–10 гг.
В 1621 г. церковь реконструирована и вновь освящена. В 1679 г., уже после упразднения Подольного монастыря, Введенская церковь обращена в приходскую.
В 1740 г. она капитально перестроена под началом Гавриила Федорова: были разобраны два из четырех столбов, растесаны окна, сделан новый свод с декоративной главой. Благодаря этой реконструкции окончательно минула угроза обрушения храма.
В 1896 г. передана Лавре, а Введенский приход расформирован (прихожан приписали к Вознесенской церкви).
В 1919 г. возобновлена как приходская, в 1928 г. закрыта. В церкви устроили склад, со временем она обветшала.
В 1960 г. начались реставрационные работы. В 1991 г. церковь передана Лавре, сейчас ведутся службы.





Пятницкая церковь (на снимке справа)
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы и храм мученицы Параскевы Пятницы расположены с юго-восточной стороны Троице-Сергиевой лавры, у подножия холма, «на Подоле». Эти два храма поставили в 1547 г. на месте деревянной Введенской церкви XV в. с приделом мученицы Параскевы, чьими прихожанами были жители Нижней Служней слободы.
Зодчие Пятницкой церкви создали образец небольшой бесстолпной посадской церкви со своей трапезной и колокольней, который получил затем широкое распространение по всей стране вплоть до XVIII в.
Больше века каменные Введенская и Пятницкая церкви входили в состав Подольного монастыря [wikimapia.org/30506755/ru].
В 1611 г. церковь, пострадавшая во время польско-литовской осады, реконструирована и вновь освящена. В 1679 г., уже после упразднения Подольного монастыря, Пятницкая церковь обращена в приходскую. Существующее ее здание, по мнению некоторых исследователей, построено именно в этот период — слишком характерны архитектурные различия двух подольных церквей.
В 1896 г. церковь передана Лавре, в 1919 г. вновь стала приходской.
В 1928 г. закрыта, позже переоборудована под склад и пришла в запустение.
В 1960 г. начались реставрационные работы. В 1991 г. церковь вновь передана Лавре, ведутся службы.




Пятницкая башня.
Построена в 1640 г. на месте башни XVI в., разрушенной во время осады монастыря в 1608–10 гг. войсками Лжедмитрия II. Название «Пятницкая» происходит от находящейся неподалеку Пятницкой церкви. Шестиярусная, восьмигранная в плане башня является одной из самых мощных в монастырской ограде. Внутри она имеет центральный пилон, который поддерживает деревянные конструкции.
Первоначально башня завершалась высоким шатром с дозорной вышкой, замененным в XIX в. купольной крышей. После сильного пожара 1920 г. по проекту архитектора Д.П. Сухова построен низкий деревянный шатер (для воссоздания высокого шатра не нашлось древесины необходимого размера).




К сожалению у меня не получилась фотография Святых Ворот. Поэтому ограничусь маленькой исторической справкой и внутренней росписью.
Над воротами находится четырехъярусная Красная башня середины XVI в., значительно перестроенная в 1856 г.: к приезду недавно взошедшего на престол императора Александра II четырехскатную (шатровую) крышу заменили более представительной — купольной с барабаном и куполом, напоминающим церковные. После пожара 1920 г. вместо сгоревшей крыши вновь была сооружена четырехскатная; в конце 1950-х гг. надстроен барабан и шарообразный купол с крестом, в 1960-е гг. башня реконструирована по образцу 1856 г.
Фигурный портал, украшенный полуколоннами и карнизами из белого камня, пристроен к Красной башне в 1807 г., перестроен в 1855 г. Внутри Святые ворота украшены фресковой росписью на темы Жития преподобного Сергия




Успенский собор, сооруженный по повелению царя Иоанна Грозного, строился на протяжении 1559–1585 гг. По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок послужившему для него образцом одноименному собору Московского Кремля, превосходя его по размерам. Это самый большой храм Троицкого монастыря, но поставлен он так, что его торжественное величие не подавляет собой другие, более древние и меньшие по размерам постройки монастыря. Успенский собор ограничивает соборную площадь с востока.
Под стать величественному собору и фресковая живопись, покрывающая его стены, столпы и своды. Она была выполнена в 1674 г. артелью ярославских и троицких иконописцев, возглавляемых известным мастером Дмитрием Григорьевым. Особую торжественность внутреннему убранству собора придает огромный пятиярусный резной иконостас начала XVIII в. с иконами XVII в. и два прекрасных бронзовых паникадила работы Оружейной палаты (XVII в.).
Главной святыней собора являются покоящиеся в нем мощи святителя Иннокентия, митрополита Московского, открытые для поклонения в теплое время года, когда Успенский собор становится главным храмом, в котором совершаются монастырские богослужения: всенощные бдения (начало в 17 час.) и Божественные литургии (начало в 5 час. 30 мин. и в 9 час. 30 мин.). В крипте собора совершаются водосвятные молебны (начало в 9 час. и 12 час.) и раздается освященное масло.
В алтарной части этого собора послушники укрыли юного Петра Первого от царевны Софьи и от стрельцов.




Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезная церковь), на снимке слева, расположена на южной стороне монастыря, была сооружена по повелению царей Иоанна и Петра Алексеевичей в 1686–1692 гг. Трапезная палата, площадью более 500 м2, являющаяся одним из самых больших помещений своего времени, перекрытых сводом без промежуточных опор, предназначалась для торжественных приемов и праздничных трапез. В середине XX в. здесь проходили заседания Поместных и Архиерейских соборов Русской Православной Церкви.
По своей архитектуре и исключительному богатству декора фасадов Трапезная церковь относится к лучшим образцам московского барокко. Покрытые разноцветной росписью «в шахмат» стены, резные белокаменные полуколонны и обрамления окон, величественная, совершенная в своих пропорциях кровля, придают зданию церкви особую выразительность.
Церковь преподобного Сергия с Трапезой играет исключительно важную роль в архитектурном ансамбле монастыря, во многом определяя торжественную динамику его развертывания на пути от Святых врат до Троицкого собора.
Первоначальный иконостас церкви до нас, к сожалению, не дошел, а украшающий ее теперь позолоченный иконостас XVII в. из разрушенного московского храма «Никола Большой Крест» является замечательным памятником древнерусского резного искусства.
В 1956 г. в Трапезной палате освящены приделы в честь святителя Иоасафа Белгородского (на северной стороне) и преподобного Серафима Саровского (на южной). В зимнее время Трапезный храм становится главным храмом монастырских богослужений, совершающихся в нем в 5 час. 30 мин. и в 9 час. 30 мин. (Божественные литургии) и в 17 час. (всенощные бдения). В это же время в нем для поклонения открыты мощи святителей Филарета и Иннокентия.




Надвратный храм Рождества Иоанна Предтечи Троице-Сергиевой лавры.
Предтеченский храм расположен на восточной стороне монастыря, над широким арочным проемом. Построен в 1693–1699 гг. у главного входа в монастырь и сменила обветшавшую церковь прп. Сергия 1513 г. Деньги на строительство выделил известный меценат Г. Д. Строганов (1656–1715); он носит все черты так называемых строгановских построек. Сильно пострадал при пожаре 17 мая 1746 года. В 1806 г. были разобраны сочтенные лишними четыре из пяти глав, в 1974 г. церковь вновь стала пятиглавой.





Троицкий собор с Никоновским приделом и Серапионовой палаткой. Построен в 1422-23 гг. В этом соборе покоятся мощи преподобного Сергия Радонежского.



Колокольня.
Строительство началось в 1741 г., работы первоначально вел И.Ф. Мичурин по проекту И.Я. Шумахера. В 1753 г. строительство возглавил Д.В. Ухтомский. Он существенно изменил проект, предполагавший трехъярусную конструкцию, добавив два верхних яруса. Возведение колокольни высотой 88 м завершилось в 1770 г.
Колокольня принадлежит к лучшим памятникам русского зодчества эпохи расцвета барокко.
На ней было подвешено 42 колокола разных размеров и веса (позднее их число доходило до 50). В 1759 г. на второй ярус строившейся колокольни подняли отлитый для неё царь-колокол.
В 1784 г. над третьим ярусом установлены сделанные тульским оружейным мастером Иваном Кобылиным большие боевые часы с циферблатами на все четыре стороны, выбивающие не только часы, но и четверти (в 1905 г. заменены новыми).
В 1930 г. были разбиты 25 колоколов, в том числе и самый большой весом 4 тыс. пудов (64 т). Новые колокола были подняты на колокольню в 2002–04 гг., вес поднятого 16 апреля 2004 г. Царь-колокола составляет 72 т.
Во время Великой Отечественной войны на колокольне разместился наблюдательный пункт ПВО.
Сейчас в здании располагается Патриарший Архитектурно-реставрационный центр (ПАРЦ), магазин «Художественная лавка».


А ещё там (да-да, именно там!) можно добыть розового слона.



Сень на крестом.
Обустроенный в 1872 г. источник, оформленный в виде чугунного бассейна с медным позолоченным крестом, из которого вытекает вода Успенского кладезя. Вода в определенные дни освящается. Над бассейном сооружена непосредственно сень — купольная крыша на семи тонких колоннах с барабаном, куполом и крестом.
В 1930-е – 1950-е гг. от источника оставались только основы колонн и чугунная чаша.




Всё же не правы те, кто говорил, что Сергиев Посад превратился в бездушную картинку. Нет и ещё раз нет! Даже я, атеист и просто в меру циничный человек, смог это заметить. Это тёплое и хорошее место, я бы сказал "место силы", но в христианской традиции нет такого понятия, а поэтому и не надо так говорить.





Садовники в Лавре хороши. Очень хороши!



И наверно самое главное, о чём стоило сказать - в Троицком соборе меня "прокачало" так, что мало не показалось. И это было хорошо. Так что кто знает, к чему приведёт меня вчерашняя поездка...



Расположенный к востоку от Троицкого собора, храм Сошествия Святого Духа (Духовская церковь) замыкает собой юго-восточный угол соборной площади, органически включаясь в архитектурный ансамбль монастыря. Церковь была построена псковскими мастерами в 1476 г. и представляет собой уникальный для московской архитектуры XV в. пример церкви с подкупольной звонницей (церкви «иже под колоколы»). Висевший на звоннице церкви особый — «всполошной» — колокол во время польско-литовской осады монастыря 1608–1610 гг. возвещал защитникам обители об опасности.
Храм украшает иконостас розового дерева, иконы для которого выполнены в середине XIX в. лаврскими иконописцами.
В храме, у северной его стены, почивают святые мощи преподобного Максима Грека (†1556), а у южной стены — преподобного Антония Радонежского).




Усыпальница Годуновых (1782) Усыпальница Годуновых находится с западной стороны Успенского собора, слева от парадного его крыльца. Усыпальница в виде небольшой палатки была поставлена в 1782 г. над гробницами царя Бориса Годунова, его супруги, царицы Марии, и сына, царевича Феодора, тела которых были перенесены из Москвы в Троицкий монастырь в 1606 г., а также дочери – царевны Ксении, в иночестве Ольги, умершей в 1622 г.







Памятник родителям преподобного Сергия Радонежского.
Установлен на постамент 25 июня 2014 г., торжественно открыт 18 июля 2014 г.
Материал — бронза.
Скульптор — К.Р. Чернявский.




За стенами Лавры процветает малый и чуть больше чем малый бизнес. Место, где обитает эта прекрасная пластиковая дева, называется Гостинично-ресторанный комплекс «Русский дворик». Первое впечатление - там собран весь возможный китч, который существует в природе.





Традиционный взгляд с Блинной Горки - и домой. И по возможности не оглядываясь по сторонам, потому что город действительно меняется и я не уверен, что в лучшую сторону.



А завтра - снова в путь. Большой Осенний Трип продолжается.

Tags: Ближние поездки, Стандарты и открытки, история, места силы, усадьбы дома храмы и прочая и прочая, фото
Subscribe
promo ehidna_mau october 13, 08:03
Buy for 10 tokens
Возможно размещение любой информации, не нарушающей этические нормы и законодательство РФ. Я предполагаю, что все мы взрослые и разумные люди и будем вести себя прилично.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments