Антон "Ehidna Mau" Охотников (ehidna_mau) wrote,
Антон "Ehidna Mau" Охотников
ehidna_mau

Измайловский остров

Друзья мои, вы будете смеяться, но на Измайловском острове я оказался впервые в жизни. Но то, что должно произойти, рано или поздно происходит, и вот...




На острове расположен историко-архитектурный ансамбль XVII–XIX вв. – часть Московского государственного объединённого музея-заповедника.
Измайловская усадьба – знаменитая загородная резиденция русских царей, в которой расположены уникальные памятники зодчества, связанные со славными страницами русской истории, со временем, предшествующим петровским преобразованиям.
Наиболее ранние упоминания о подмосковном селе Измайлове относятся ко второй половине XVI века, когда оно было пожаловано царем Иваном Грозным своему родственнику, воеводе и дипломату Никите Романовичу Захарьину-Юрьеву.
В 1654 г. собственником боярской вотчины Измайлово с её обширными землями становится царь Алексей Михайлович Романов. С этого времени Измайлово, привлекавшее царя охотничьими угодьями, становится частью дворцового хозяйства. С начала 60-х годов XVII века Измайлово было преобразовано в одну из экономически важных царских хозяйственных усадеб нового типа.
После смерти царя Алексея Михайловича Измайлово приобретает черты обычной загородной резиденции. В мае 1688 г. на Измайловском льняном дворе шестнадцатилетний Пётр нашёл старый английский ботик и велел именовать Измайлово «Колыбелью российского флота».
От времени царя Алексея Михайловича сохранились четыре постройки: Мостовая башня (1671–1679), Покровский Собор (1671–1679), Государев двор на Серебряном острове (конец XVII века), Передние и Задние въездные ворота (1679–1682).
В 1924-1960-х гг. здесь располагался рабочий городок им. Баумана.




Мостовая башня.
Сооружена в 1671–1679 гг.
Трёхъярусная башня служила парадным въездом в усадьбу Измайлово, являясь частью каменного арочного моста через Серебряный пруд.
Композиция башни характерна для средневековой архитектуры второй половины XVII века и напоминает некоторые башни Московского Кремля. Два квадратных в плане убывающих четверика венчает широкий восьмерик с ярусом звона и невысоким шатром. Нижний ярус башни прорезан тремя широкими арочными проездами. Сквозной, с юга на север, обращён к Покровскому собору; коленчатый, с юга на восток, вел некогда к Измайловской плотине и мельнице Серебрихе.
Нижний (первый) ярус Башни был проездным. На втором ярусе находились комнаты звонарей. До настоящего времени сохранились помещения стрелецких караулен в первых двух ярусах Мостовой башни. Во время пребывания в Измайлове царя Алексея Михайловича на втором этаже башни проходили заседания Боярской думы (её второе название — Думская).
В начале 30-х годов XVIII века императрица Анна Иоанновна собирала в Мостовой башне Сенат – высший государственный орган в России. Не случайно сводчатая палата второго яруса Башни носила название Сенатской. На третьем ярусе располагалась звонница Покровского собора. Роль дозорной площадки выполняло гульбище над большим четвериком. В прошлом башня была увенчана металлическим двуглавым орлом.
Нарядный декор Мостовой башни привлекает внимание. Наличники второго яруса представлены в виде кубышкобразных полуколонок, висячих гирек и кокошников. На гульбище и на малом четверике сохранились пояса ширинок из цветных изразцов, изображающих райских птиц, павлинов, индюков среди листьев с ягодами и цветами. На углах малого четверика помещены дымовые трубы от утраченных печей в большой сводчатой палате второго яруса.
После 1917 года Измайловский остров был передан в ведение авиационного завода «Салют». В бывшей царской усадьбе образовался рабочий городок имени Баумана. В Мостовой башне в 1923 году располагалась молодёжная коммуна.
В 1987 году Мостовая башня была передана в ведение Государственного Исторического музея для размещения фондохранилища и устройства экспозиции, посвященной «царской усадьбе Измайлово».
В 2007 году уникальный памятник зодчества XVII века – Мостовая башня – передан в ведение Московского государственного объединенного музея-заповедника.




Покровский собор.
Построен посреди острова на Серебряно-Виноградном пруду в 1671–1679 гг. на средства владельца усадьбы, царя Федора Алексеевича, третьего из династии Романовых, на месте прежней деревянной церкви. Старая Покровская церковь была поставлена Иваном Никитичем Романовым в память о победе над врагами в Смутное время. При Никите Ивановиче Романове Измайлово начало расширяться, богатеть, обрастать многочисленными пашнями, огородами, пасеками и т. д. Был устроен даже стекольный завод. Конечно, потребовался и новый, более пышный каменный храм.
Строительство Покровского собора было поручено мастеру Ивану Кузнечику. Оно ещё не было завершено, когда Федор Алексеевич взошёл на престол и смог пригласить для отделки интерьера лучших мастеров Оружейной палаты. Высокий кирпичный четверик собора строился по образцу Успенского собора в Кремле – с двумя рядами узких окон, с высокими крыльцами на три стороны, с пятью мощными главами на световых барабанах. Фасады собора разделены на три части полуколоннами, а венчавшие их закомары заполнены изразцами: средние – крупными, боковые – более мелкими, печными. Крупные изразцы с рисунком «павлинье око» – изобретение знаменитого мастера Степана Полубеса. Такими же изразцами окаймлены и верхние части подкупольных барабанов. Вообще декор собора очень богат и ярок – все окна обрамлены узорчатыми полуколонками, как и световые щели на барабанах. Нижние части всех барабанов окружают ложные кокошники, а покрытие куполов – не гладкое, а ярусное, «под чешую». Очень нарядно и единственное сохранившееся крыльцо – в древнерусском стиле, с большим кокошником наверху и со свисающими «гирьками» в проходах. Оба боковых крыльца были снесены при пристройке к собору корпусов богадельни. Три апсиды собора с широкими и высокими окнами видны сейчас только с другой стороны здания, от Мостовой башни.
Роль колокольни при соборе выполняла Мостовая башня. Изначально она, построенная в 1671 г., была продолжением белокаменного моста, ныне не существующего. В башне три яруса – высокий и широкий первый и два невысоких верхних – четвероугольный и восьмиугольный. Башня выглядит несколько приземистой от такого сочетания ярусов. Она отчасти соответствует по декору Покровскому собору: в её стены вкраплены изразцы, полуколонки разделяют её фасады на три части. Завершается башня остроконечным широким шатром. Сейчас в ней находится выставка изразцов.
Внутреннее убранство собора было довольно аскетичным, за исключением уникального иконостаса. Для его изготовления были приглашены мастера из Ярославля, Костромы, Троице-Сергиевой Лавры и собственно московские, которым не удалось справиться с огромным заказом самостоятельно. Таким образом, местный и деисусный ряд принадлежали кистям ярославских иконописцев, праздничный – лаврских, пророческий – костромских, москвичи же писали верхний ряд икон. Стены и четыре белокаменных столпа были расписаны мастерами Оружейной палаты Кремля.
В 1849 г. по указу Николая I в его фамильной вотчине была устроена богадельня для солдат – ветеранов Отечественной войны 1812 года. В связи с этим переустройством острова к собору по проекту К. А. Тона были пристроены три корпуса: с севера и юга они примыкали непосредственно к фасадам храма, с востока здание почти подступало к апсидам. До этого собор долгое время стоял закрытым, так как сильно пострадал во время захвата его французами, устроившими внутри пожар. Однако уникальный иконостас тогда удалось спасти.
После революции на Измайловском острове поселились рабочие и служащие ткацкой фабрики, устроенной здесь ещё в 1851 г. Корпуса богадельни переделали под квартирные дома. В самом соборе разместился архив НКВД, и в это же время, приблизительно в 1932 г., был вывезен иконостас, следы которого после этого затерялись. Часть икон, прослужив долгое время полками в архиве (а позднее в овощехранилище), оказались в музее им. Андрея Рублева.
К 1960-м гг. собор оказался в весьма плачевном состоянии. После ряда статей за реставрацию памятника несколько раз принимались и наконец завершили её к 1983 г. Стены здания были заражены грибком и не годились для хранения архивов, поэтому возникли разговоры о передаче собора верующим. До этого и собор, и корпуса богадельни были заняты ВНИИ ИНФОРМЭЛЕКТРО, поддерживавшим здания в достаточно хорошем состоянии. После передачи храма общине верующих в 1990 г. прежние хозяева ещё долго не могли выехать.
Сейчас собор отреставрирован и действует. В нём, на правом столпе, помещается главная святыня храма – древний чудотворный список Иерусалимской иконы Божией Матери, долгое время сохранявшийся в церкви Рождества Христова в Измайлове.
Объект культурного наследия федерального наследия.




Комендантский дом.
Объект культурного наследия федерального значения «Измайловская (Николаевская) военная богадельня, 1835 г., архитектор К. А. Тон: — служебный корпус у Передних ворот (комендантский дом)».
Построен в 1855–1859 гг.




Северный солдатский корпус Николаевской военной богадельни для инвалидов Отечественной войны.
Побывав на Измайловском острове в 1837 году, в год 25-летия Отечественной войны 1812 года, император Николай I принял решение создать здесь крупную военную богадельню.
На Измайловском острове сохранились главные корпуса богадельни, отдельный офицерский корпус, семейный дом, здания, где размещались квартиры и казармы служащих, а также канцелярия, мастерские, водокачка, баня, прачечная, два ледника, чугунная въездная арка и фонтан, каретный сарай и конюшня.




Городок имени Баумана просуществовал до 1960 года. И в этих одно- и двухэтажных корпусах размещалось около трёх тысяч человек. Но зато красиво.





Задние ворота Государева двора («Чёрная башня»)
Сооружены в 1682 году.
Раньше туда можно было забраться по узкому винтовому входу с огромными ступенями.
Наверху было несколько комнат. Сейчас вход закрыт толстой решёткой.

А так же специальное место для лазания по решётке ворот. По просьбе правообладательницы фото не публикую, хотя с солнцем в голове получилось неплохо.



Пётр Первый.
В этот раз памятник Петру 1 нашел достойное место, ведь именно в Измайлово Петр отдыхал в детстве и юности. И именно здесь он нашел английский бот «Святой Николай». И по историческим хроникам, эта находка и оказала на царя сильное воздействие, и дату находки даже некоторые считают датой рождения российского флота (весна 1688 год).
Работу по увековечиванию Петра 1 выполнил скульптор Л.Е. Кербель, совместно с архитектором Г. Лебедевым.
Скульптурная композиция представляет фигуру Петра 1, стоящего на пьедестале. В ногах у Петра 1 якорь, на который он наступил, а также свернутый корабельный канат для подъема якоря. Памятник изготовлен из бронзы.






При подготовке поста использованы материалы с сайтов:
Викимапия, Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник и Liveinmsk

Насколько вам понравился этот пост?

Mean: 5.00 Median: 1.5 Std. Dev 0.00
1
0(0.0%)
2
0(0.0%)
3
0(0.0%)
4
0(0.0%)
5
2(100.0%)
Tags: Любимый город, история, усадьбы дома храмы и прочая и прочая
Subscribe
promo ehidna_mau october 13, 08:03
Buy for 10 tokens
Возможно размещение любой информации, не нарушающей этические нормы и законодательство РФ. Я предполагаю, что все мы взрослые и разумные люди и будем вести себя прилично.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments