Антон "Ehidna Mau" Охотников (ehidna_mau) wrote,
Антон "Ehidna Mau" Охотников
ehidna_mau

Коломна, Кремль.

Представьте себе, что вы услышали фразу "в Кремле живут обычные люди". Вы либо понимающе ухмыльнётесь, типа знаем мы этих обычных, либо заподозрите рассказчика в несколько неадекватном восприятии мира. Ну что же, добро пожаловать в реальность. В Кремле, по крайней мере в Коломенском Кремле, живут обычные люди.
Вид на Собор Успения Пресвятой Богородицы в Коломне и Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь.




Дом называется по имени владельца, стряпчего Луковникова. Дом принадлежал нескольким поколениям купеческого рода Луковниковых, коренных коломенцев.
Дворянский особняк выстроен в 1830-е годы в стиле провинциального русского ампира. Дом характерен небольшими объёмами и являет собой пример строительства по, так называемому, «рекомендованному», или «образцовому» проекту.
Над портиком сначала помещался декоративный балкон с ажурной решёткой.
До реконструкции в 1960-х гг. со стороны двора находилось белокаменное крыльцо под металлическим зонтом, сохранялась первоначальная планировка.




На страничке Викимапии этот дом обозначен как "Современная городская усадьба".



Дом Мозгова.
Дворянский особняк стиля ампир московской школы. Одноэтажный с подвалом, он построен из кирпича во второй четверти XIX века. Первоначально дом имел мезонин с полукруглым окном.
В здании сохранилась основа старой планировки с внутренним коридором, где помещалась лестница в мезонон. Центральную гостиную украшают угловые кафельные печи и ампирные двупольные двери с филенками. На окнах уцелели внутренние деревянные ставни, редчайший элемент престижного стильного интерьера.





Храм в честь Воздвижения Креста Господня возник на одном из самых древних мест Коломенского кремля, у Пятницких ворот. В XV в. в Воздвиженском деревянном храме имелся придел во имя мучеников Флора и Лавра. В 1764 г. на месте деревянной постройки была воздвигнута каменная двухъярусная церковь с колокольней. Храмоздателем стал Коломенский епископ Гавриил (Кременецкий). В верхней церкви утвердили древний престол во имя святителя Николая, перенесенный из упраздненного храма Николы Заразского (1513 г.). Вместе с ним сюда перешел и храмовый образ - список с зарайской иконы, сделанный в том же году. В конце XVIII в. Крестовоздвиженская церковь поновлялась иждивением коломенского купца И. Т. Мещанинова. С 1790 г. до 1825 г. здесь временно хранилась чтимая Донская икона Божией Матери с Пятницких ворот (XVI в.). В 1832-1837 гг. церковь кардинально перестроили на средства сестер Шараповых. Храм не имел своего прихода, он был приписным к Успенскому собору, и богослужения в нем совершали соборные клирики. В 1920-е гг. в церкви образовался свой приход, в котором служили монахи, изгнанные из Троицкого Ново-Голутвина монастыря. Крестовоздвиженский храм закрыли в кремле последним. В 1930-е гг. монахи были арестованы, судьбы их неизвестны.
В здании разместилась артель инвалидов. Почти все собрание церковных предметов утрачено. Главки и ярус звона уничтожены. В 1980-е гг. помещение использовалось как мастерская и склад Коломенского краеведческого музея.
В 1994 г. храм возвращен православной общине. Создан новый двухъярусный иконостас. В церковь переданы старинные иконы. В общине окормляются многие профессиональные художники. В приходе активно развивается паломническая деятельность.




Забор и электроподстанция. Нет, не так. Приятные глазу забор и электроподстанция.





Церковь Николы Гостиного.
Храм известен с XVI века, точной датировки не имеет. Опубликованная дата закладки в 1501 году опирается на противоречивые сведения храмозданной доски, находившейся на стене колокольне XVIII века и позднее утраченой. Клировая ведомость за 1834 года сообщает о постройки церкви в 1641 году, что согласуется с именем заказчика: "замышлением коломенского гостя Василия Ивановича", жившим в середине XVII века. Однако он мог просто поновить храм.
Храм являлся патрональным для коломенского объединения (корпорации) купцов-гостей. Сохранилось напрестольное Евангелие 1509 г., написанное для храма по заказу священника Петра Никольского. К древнейшему периоду относится небольшой четверик с крестчатым сводом и граненой апсидой. В 1655 г. Антиохийский Патриарх Макарий остановился в Коломне и из-за моровой язвы жил здесь полгода, фактически исполняя обязанности коломенского архиерея. Храм Николы Гостиного упомянут в описании Коломны архидиаконом Павлом Алеппским, секретарем Антиохийского посольства.
Церковь перестраивалась. По сведениям 1843 г., храм имел каменное здание с колокольней с шестью колоколами; придел в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость". В современных формах храм дошел после перестройки 1848 г. Помимо главного алтаря - во имя святителя Николая, здесь были устроены еще два придела: в честь икон Божией Матери "Всех скорбящих Радость" и "Знамение". В главном приделе находилась храмовая икона Николы Заразского. В трапезной части помещалась икона Божией Матери "Всех скорбящих Радость" и икона Божией Матери "Донская", но доска была старой, и, возможно, под записями скрывалось более древнее изображение. Кроме этих святынь, в церкви сохранился Синодик XIX в. и резное изображение Страждущего Спасителя в полтора аршина высотою.
Последним священником храма был отец Василий Радугин. В начале 1930-х гг. в храме помещался пересыльный пункт. До августа 2002 г. в здании находилась спортивная школа.
Первая Божественная литургия состоялась 28 августа 2002 г. в день Успения Пресвятой Богородицы.






Семинарский корпус.
Семинарский, первоначально административный, корпус сложен из кирпича в 1680х гг. когда коломенскую кафедру занял архиепископ Никита. Здание сильно переделано в XIX веке. Произведен капитальный ремонт здания в начале 2000-х гг. при активной поддержке мэра Московской области Громова. Здесь находятся кельи насельниц монастыря, сестринская трапезная и библиотека.



Успенский кафедральный собор был заложен в Коломне в 1379 г. святым благоверным князем Димитрием Донским в честь первой победы русских войск над Золотой Ордой при реке Воже. В 1380 г. в этом строящемся храме он молился перед Куликовской битвой. Вскоре после победы собор был завершен и стал главным в Коломенской епархии, открытой в 1353 г.
Предполагают, что в росписи храма в 1392 г. принимал участие преподобный Феофан Грек. В нижнем, основном, храме находились два престола: в честь Успения Божией Матери и во имя святого великомученика Димитрия Солунского. В верхнем храме - престол во имя святого великомученика Никиты и святителя Леонтия Ростовского. В соборе хранились частицы мощей святого Иоанна Предтечи и преподобного Стефана Савваита. Храм был богато украшен, имел иконы в серебряных окладах, шитые пелены, причем одна из них была собственноручно вышита великой княгиней Софией Палеолог. Собор славился обширной библиотекой.
В начале XVI века был сооружён новый храм.
С 1581 по 1586 гг. в этом храме служил святитель Иов, епископ Коломенский, - первый Патриарх Московский и всея Руси.
Собор XVI простоял до 1672 г., когда из-за ветхости разобрали. На его месте за десять лет зодчий Мелетий Алексеев возвел новый храм - пятиглавый. В нижней части стен нового собора использовался белый камень древнего. В это же время была возведена шатровая колокольня собора, ныне примыкающая к стоящему поблизости Тихвинскому храму.
После пожара 1739 года деревянная кровля была заменена железной, крытой на четыре ската.
В 1802 году переделывались соборные главы по новому рисунку.
В 1804 г. собор заново расписали. В начале XIX в. его настоятелем был протоиерей Михаил Дроздов, отец святителя Филарета. Позже в храме неоднократно служил и проповедовал сам святитель.




В 1880 г. в соборе проходили церковные торжества в связи с празднованием 500-летия Куликовской битвы.
Крупное поновление здания произошло в 1887-1894 годах.
В 1820-е гг. церковным старостой собора служил Димитрий Вдовин, прославленный Русской Православной Церковью в 2002 г. в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
В соборе погребены многие из коломенских архиереев.
В 1929 г. храм был закрыт и разграблен, захоронения коломенских архипастырей разорены.
Внешний облик храма частично восстановлен при реставрации 1958-1963 годах.




В 1989 г. собор возвратили верующим. После реставрации 29 августа 1999 г. великое освящение совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
При храме с 1991 г. действует православное братство во имя святого благоверного князя Димитрия Донского, православное молодежное движение, воскресная школа, библиотека духовной литературы. С 1992 г. издается первая в Подмосковье ежемесячная православная газета "Благовестник". С 1994 г. работает благотворительная столовая. Есть своя иконописная мастерская.
Святыня храма - Донская икона Божией Матери сопутствовала великому князю во время его ратного подвига на поле Куликовом. Образ Пресвятой Богородицы, созданный преподобным Феофаном Греком, был очень почитаем на Руси. Перед ним молился, отправляясь в Казанский поход, царь Иван Грозный. После победы он увез чудотворный образ в Москву, приказав создать для коломенского Успенского храма два точных списка.




Школа № 3.
Основана в 1912 г. Здание построено в 1865 г. для приходского соборного училища.



Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Сергиевский) Ново-Голутвина Свято-Троицкого монастыря.
Церковь в стиле неоготики пристроена к северному торцу двухэтажного келейного корпуса кон. XVII в., первоначально служившего резиденцией епископа. Тогда же была упразднена прежде существовавшая в этом здании Благовещенская церковь. Первоначально Сергиевская, южный придел Преображенский. Перестраивалась в 1823 по проекту Казакова М. Ф. Использовалась как зимний храм. Закрыта в 1920-х годах. В 1996 году отремонтирована и вновь освящена - теперь как Покровская с Сергиевским приделом.




Дом сестры А. И. Куприна



Памятник Святым Равноапостольным Кириллу и Мефодию.
Памятник (открыт в 2007 г., скульптор А.Рожников) святым равноапостольным создателям славянской азбуки представляет собой бронзовые фигуры братьев, которые стоят на фоне православного креста. Мефодий держит в руках Библию, а Кирилл – свиток с русским алфавитом. Братья Кирилл (в миру Константин, по прозвищу Философ, 827-869, Рим) и Михаил (после пострижения в монахи - Мефодий; 815-885, Велеград, Моравия) родились на территории, которую ныне занимает Греция. По образцу греческой азбуки они и создали славянскую.




С Соборной площади я сворачиваю реке. Там вид и оживлённое судоходство.



И чтобы такой кошатник как я не нашёл кису?



Продолжение следует.

Tags: Ближние поездки, история, такие разные улицы, усадьбы дома храмы и прочая и прочая
Subscribe

  • И о текущем моменте

    Я не буду рассказывать весьма занимательную и драматическую историю, что произошла со мной вчера вечером. Просто поверьте, что скучно не было, а…

  • Когда нет свежего материала...

    Надо предаваться воспоминаниям. Эх, молодость, молодость... А когда-то мог, да.

  • Правильные танцы

    Ka mate! ka mate! Ka ora! ka ora! Ka mate! ka mate! Ka ora! ka ora! Эта хака жила во мне всё последнее время, пока мы с любимой женой Ириной не…

promo ehidna_mau october 13, 2017 08:03
Buy for 10 tokens
Возможно размещение любой информации, не нарушающей этические нормы и законодательство РФ. Я предполагаю, что все мы взрослые и разумные люди и будем вести себя прилично.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments